Вы рассмотрели варианты, посмотрели фотографии, выбрали подходящий автомобиль, договорились с продавцом о встрече. Даже если у вас не один год водительского стажа за плечами, есть опыт покупки автомобилей на вторичном рынке, мы не рекомендуем ехать на осмотр одному. Опытные специалисты в автомобильной сфере вдвойне не рекомендуют самостоятельно проводить диагностику технического состояния автомобиля. Два человека однозначно увидят больше, чем один. Поэтому первое правило – это взять на осмотр авто ещё кого-нибудь, кто сможет заметить подвох, если он есть.
Второе правило: строго следуйте алгоритму осмотра авто, чтобы ничего не упустить. Что и как нужно смотреть:
Еще одна важная часть проверки – инструментальный осмотр. Обязательно необходимо измерить толщину лакокрасочного покрытия, проверить с помощью специальных приборов проверяют состояние мест сварки и рихтовки. Также необходимо осуществить инструментальный осмотр ходовой части и трансмиссии.
Самая ответственная часть – компьютерная диагностика. Необходимо осуществить проверку работы двигателя: систем зажигания, подачи топлива, охлаждения, смазки и т.д.. С помощью КД проверяются системы вентиляции, кондиционирования, освещения.
Каждая деталь при осмотре автомобиля может о многом сказать потенциальному покупателю.
Во-первых, всегда обращайте внимание на цвет сопряженных деталей ЛКП (лакокрасочное покрытие). Если расположенные рядом детали капота разного цвета, это говорит о том, что автомобиль побывал в серьезном ДТП. Часто бывает, что в случае повреждения одной или нескольких деталей, их заменяют, перекрашивают, и это можно заметить даже невооруженным глазом.
Во-вторых, опытный специалист может многое сказать по некоторым малозаметным изъянам. Если есть такая возможность, попросите помочь с осмотром человека, который работает в автосервисе. Работоспособность фиксаторов, замков, открывания-закрывания багажника и капота также важны. Например, опытный мастер по износу замков на водительской двери и потертости порога может сделать выводы о возрасте и пробеге автомобиля. Именно эти детали поддаются наибольшему износу. Напротив, наименьше в процессе эксплуатации страдает задняя левая дверь. Даже если автомобиль работает в такси, этой дверью пользуются крайне редко. Эти мелочи нужно учитывать при осмотре кузова.
В-третьих, обратите внимание на состояние лобового стекла. Посмотрите на стекло под углом, на б/у автомобиле всегда остаются следы от стеклоочистителей. Если следов нет, есть вероятность, что лобовое стекло меняли. Есть вероятность, что машина пострадала в аварии. Подтверждение ищите на капоте, передних крыльях и сопряженных с ними деталях.
В-четвертых, о возрасте авто говорит состояние фар и поворотников. Чем старше автомобиль, тем более «тусклые» у него приборы наружного освещения.
При осмотре б/у автомобиля обратите внимание на водительское сидение. Оно должно быть наиболее продавленным, а покрытие затертым. Отсутствие потертостей или сильное несоответствие состояния водительского места возрасту и пробегу автомобиля говорит о том, что производился серьезный ремонт. Уж не авария ли стала причиной замены комплектующих салона?
Практически все автомобили последних лет имеют встроенные системы навигации, медиа и развлечений. Если такая «начинка» предусмотрена в комплектации, обязательно проверьте ее работоспособность.
При осмотре интерьера не стесняйтесь заглядывать везде. Открывайте бардачки, противосолнечные козырьки, осматривайте места стыков, любые щели. Кроме того, опытные специалисты в сфере перепродажи автомобилей говорят, что «дотошность» помогает покупателю торговаться с продавцом. Даже если вы не можете сделать конкретные выводы об автомобиле по толщине слоя пыли под ковриком, продавец поостережется петь дифирамбы своему авто.
Самая важная часть авто, его «сердце» находится не в салоне, а под капотом. Двигателю нужно уделить наибольшее внимание, так как его ремонт обходится дороже всего. Проверка двигателя включает три этапа:
Для современных иномарок КД двигателя помогает проверить работу всех функций, а для более старых моделей она не обязательна.
В моторном отсеке не только двигатель заслуживает внимания. Наличие проблем можно определить даже при визуальном осмотре: наличие брызг от моторного масла уже свидетельствует о «нездорвье» комплектующих. Если двигательный отсек слегка грязный, следы масла будут отлично видны. А вот начисто вытертый и вымытый моторный отсек должен вас насторожить – уж не к вашему приходу владелец попытался скрыть проблемы под капотом? «Начинку» моторного отсека также проверяют с помощью специальной аппаратуры и компьютера. Специалисты могут выявить таким образом проблемы, которые невооружённым глазом обнаружить нельзя.
Обязательно загляните в выхлопную трубу. Внутри ее поверхность должна быть бархатистой, сухой (допускается наличие капель воды – это конденсат). Если двигатель «ест» масло, то оно будет попадать в выхлопную трубу и это будет не заметно. Также обратите внимание на цвет выхлопа. Если бензин сгорает полностью, выхлоп будет почти бесцветным, а про наличие частиц топлива вам скажет темный, почти черный дым. Если дым сизый, значит полость цилиндров попадает машинное масло.
Компьютерная проверка поможет выявить любые неполадки в работе машины. Для двигателей с карбюраторной системой инструментальная диагностика заключается в следующем:
В условиях автосервиса может проводится компьютерная диагностика, которая позволяет определить десятки различные параметров работы ДВС, например, интенсивность искры, работу датчиков качества выхлопа, интенсивность и продолжительность впрыска.
Когда визуальный и инструментальный осмотр приведены, новый автомобиль пора проверить в деле. Тест- драйв – это обязательная процедура, которая позволит оценить качество управления, скорость разгона и торможения, как «слушается» автомобиль и как он звучит. Заключение техосмотра скажет только о состоянии комплектующих, а по душе или нет вам новое авто можно узнать только за рулём.
Юридическая сторона вопроса при покупке автомобиля очень важна. Юристы настоятельно рекомендуют покупать авто только через договор купли-продажи. Любые доверенности, в том числе и генеральные, расписки – это риск нарваться на мошенника, который оставит вас без денег и без авто. Только полная перерегистрация транспортного средства.
Продавец должен предъявить свидетельство о регистрации автомобиля на себя, свой паспорт для подтверждения личности. Проверка по VIN коду позволит узнать числится ли автомобиль в угоне, можно л снять его с учета и т.д.
Если автомобиль был приобретен в кредит, нужно удостовериться, что кредит выплачен. Для этого потребуйте у владельца справку из банка.
При покупке автомобиля из Европы нужно проверить ещё два пункта: дату последнего техосмотра и срок окончания страховки. По европейскому законодательству, как только истекает срок талона о техосмотре или страхование, машина повиснет у вас «мертвым грузом», так как передвигаться на тех (даже в место проведения техосмотра) запрещено.
Ехать смотреть автомобиль самому – это дать шанс продавцу обмануть вас. Лучше всего взять с собой специалиста, который знает, где и на что нужно смотреть. Где же взять такого специалиста? Если у вас нет знакомых в автосервисе, вы можете обратиться за помощью к специалистам биржи VARTA. Опытные мастера подскажут, какой вариант самый выгодны и безопасный.